Содержание

С 1 июня 2018 года вступит в силу закон о запрете на использование сим-карт без паспортных данных

Как изменился закон о связи с 1 июня 2018 года

В июне 2018 года вступит в силу закон, который запрещает пользоваться мобильными телефонами без указания паспортных данных. Все абоненты с некорректными документами рискуют остаться без связи. О том, что не так с законом и будет ли действовать закон, рассуждает Михаил Алексеев, управляющий партнер агентства Advanced Communications & Media (AC&M).

Операторы сотовой связи активизировались. Этой весной они начали пытаться установить или проверить личность своих «анонимных» абонентов — то есть тех, кто не предоставлял свои документы при получении сим-карты. Об этом начали писать СМИ и сами российские абоненты в социальных сетях.

Робкие попытки сотовых операторов выяснить паспортные данные абонентов — это первые свидетельства новых требований закона о связи. Нормы вступят в силу 1 июня 2018 года.

Требования призваны остановить торговлю «серыми» сим-картами и полностью избавиться от анонимных абонентов.

Если внимательно прочитать документ, то станет ясно, что этим летом провайдеры будут обязаны отключить от связи всех, кто не представит им свои паспортные данные. Однако на деле с этим законом не все так просто.

Что не так с законом о связи

Скорее всего, законодатели, пытающиеся упорядочить процесс реализации сим-карт, действуют из лучших побуждений.

Они стремятся исключить возможность анонимного использования сетей связи экстремистами и мошенниками, а также положить конец незаконной предпринимательской деятельности – массовой раздаче сим-карт у оживленных станций метро, вокзалов и торговых центров.

Новый закон призван заставить участников рынка надлежащим образом исполнять обязанности по однозначной идентификации абонентов, что и так предусмотрено существующим законодательством. Но вот применить новый закон на практике окажется сложно.

Во-первых, совершенно непонятно, как в сжатые сроки операторы смогут «отсечь» десятки миллионов анонимных абонентов. Для проведения масштабной поголовной проверки абонентов операторам просто не хватит сил и средств. Вы можете себе представить, что десятки миллионов россиян будут с готовностью «подтверждать» свои паспортные данные незнакомому голосу из центра обработки звонков?

Еще менее реалистичной выглядит картина, когда розничные салоны операторов смогут принять в сжатые сроки миллионы россиян, которые поспешат предъявить там свои паспорта для подтверждения персональных данных. Эти паспорта нужно будет отсканировать и внести паспортные данные в базы данных операторов.

На 250 млн абонентов в нашей стране приходится примерно 15 000 собственных операторских салонов. Методом деления получаем по 15 или 16 000 абонентов на один салон.

Даже если на каждого абонента будет уходить рекордно короткое время в пять минут, потребуется полгода непрерывной работы по верификации всех данных.

Вторая причина будущих затруднений называется СМЭВ. Эта аббревиатура расшифровывается как «Система межведомственного электронного взаимодействия».

По сути, это обширная интернет-база, доступ к которой имеют федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления и разнообразные муниципальные учреждения. СМЭВ успешно работает для различных госструктур с 2010 года.

Новация в том, что новый закон требует предоставить доступ к сугубо государственной системе частным операторам мобильной связи – МТС, Tele2, «Вымпелкому», «Мегафону» и другим игрокам.

До 1 июня осталось всего полтора месяца, а сотовые операторы так и не получили доступ к СМЭВ. Без такого доступа они просто не смогут исполнить новые требования российского законодательства.

Наконец, есть и сугубо бытовые моменты, связанные с перекрестной регистрацией сим-карт членов одной семьи друг на друга.

Представим ситуацию: сотовый телефон моей мамы оформлен на жену, телефон жены — на меня, а мой телефон вообще оформлен на бывшего водителя, с которым я поддерживаю приятельский контакт, но который уже 15 лет не работает водителем и занят собственными предпринимательскими проектами.

А еще есть беспроводные модемы в квартире и на даче – они, если не изменяет память, оформлены на паспорт ребенка, который за 10 лет с момента регистрации модемов повзрослел, завел своего собственного ребенка, уехал в другую страну и вообще больше не имеет российского паспорта.

Необходимость все привести в соответствие с персональными данными, отраженными у операторов связи, приведет в движение несколько десятков миллионов операций по перерегистрации, миллионам отключений и перерывам в связи.

Буква закона требует немедленно заблокировать тех абонентов, персональные данные которых не верифицированы.

Неужели в первый день предстоящего лета мы станем свидетелями повального отключения мобильных телефонов? Оповещены ли о новых нормах рядовые абоненты и действительно ли операторы отключат все подозрительные сим-карты, до сих пор неясно.

Будет ли закон действовать

История последних законодательных инициатив российских властей в отношении рынка сотовой связи показывает, что зачастую законы становятся намного мягче, когда дело доходит до реального применения на практике.

Сколько горячей полемики мы увидели в СМИ, на парламентских площадках и в стенах Министерства связи, когда депутаты Яровая и Озеров предложили хранить информацию обо всех звонках и сообщениях абонентов за последние полгода.

Сотовые операторы оценили затраты на такой надзор за абонентами в 2,2 трлн рублей, что привело бы к росту тарифов для конечных потребителей в два или три раза.

В итоге из-за невозможности реализации требований нового закона исполнительная власть была вынуждена использовать менее радикальный и более реалистичный вариант антитеррористических мер в телекоммуникационных сетях.

Нечто подобное, по всей вероятности, ожидает и закон №245 от 29 июля 2017 года — тот самый, что должен положить конец торговле «серыми» сим-картами. Проект закона уже претерпел существенные изменения до момента утверждения и из него исчезли наиболее одиозные нормы. Например, в проекте предлагалось запретить реализацию сим-карт дешевле чем за 100 рублей.

Тем не менее главный вопрос остается открытым: какова будет новая правоприменительная практика? Ожидает ли новый закон судьба тех норм, которые были введены 1 января 2014 года и однозначно требовали от операторов и их партнеров продавать сим-карты только при условии предъявления удостоверений личности? Нормы вроде бы действуют, но анонимные сим-карты до сих пор реализуются десятками миллионов.

Даже в салоне верификация носит условный характер: «У вас паспорт есть? Нет с собой, но, может быть, вы помните паспортные данные? Не помните? Может, у вас уже есть или была сим-карта? Давайте проверим и оформим новый контракт на те же самые паспортные данные».

За пределами салонов режим верификации еще более мягкий. У распространителей сим-карт на улице вообще можно подключиться к сети совершенно анонимно.

[/epcl_box]

Администрировать старые нормы просто не получается, и регулятор решил возложить ответственность на оператора, угрожая строгостью проверок и размерами штрафов.

Один из руководителей крупного российского мобильного оператора рассказал мне, что готовность компаний следить за документами своих абонентов будет напрямую зависеть от того, начнут ли власти наказывать компании за несоблюдение нового закона.

Зачем россиянам миллиард сим-карт

За последние пять лет в России ежегодно продавались 115 млн сим-карт. При этом число активных абонентов за год увеличивается в среднем всего на два-три миллиона. Иными словами, 112 млн человек каждый год приобретают сим-карты только для того, чтобы вскоре их выбросить.

Впечатляет и другое удивительное соотношение: число абонентов мобильной связи в России составляет чуть более 250 млн и существенно не меняется уже почти десять лет. Продажи сим-карт за этот же период составили почти 1 млрд штук.

Сложившаяся тенденция заметно отличается от цивилизованных рынков.

По оценкам агентства AC&M, отток абонентов (то есть соотношение абонентских контрактов, которые операторы разорвали по причине отсутствия активности абонента, к общему числу абонентов) в России в два раза превышает средний показатель по европейским рынкам: 43% против 21% на Западе.

Если толковать эти цифры буквально, то это означает, что за год в России «утекает» (или перетекает к другим операторам) почти половина абонентской базы. В действительности примерно 80-85% абонентов весьма инертны и годами сохраняют лояльность своему оператору.

Зато 15-20% абонентских контрактов живут менее трех месяцев.

Эта категория представлена теми, кто приезжает в другой город и хочет сэкономить на связи, приобретая местную сим-карту: отпускники, командированные, сезонные рабочие, а также все, кто летит или едет по земле транзитом.

Еще один крупный класс таких абонентов – продавцы, размещающие в интернете объявления и рекламу. Такие люди также привязывают к номерам-однодневкам свои учетные записи в социальных сетях. Многие используют десятки сим-карт одновременно.

Легкости, с которой мы можем получить новый контракт, способствует гипертрофированно раздутая розничная сеть.

Реализация сим-карт идет по крайней мере через 24 000 салонов – в это число включены и монобрендовые салоны операторов, и точки мультибрендовых сетей («Связной», «Евросеть», «Телефон.ру» и др.).

Кроме того, в России распространены и так называемые партнерские сети. На деле за красивой формулировкой скрываются лоточники без какой-либо стационарной точки продаж, торгующие сим-картами любого оператора на выбор. Карты разных операторов с нулевым балансом можно приобрести оптом по 19-20 рублей за штуку.

[/epcl_box]

Они раздаются бесплатно и могут быть активированы в том случае, если получивший «положит» на них от 100 до 200 рублей.

Даже если 75% получивших выкинут карту, а 25% пополнят ее на 200 рублей, распространитель может рассчитывать на законную комиссию от оператора и окупит затраты на приобретение карт и оплату гонорара тем, кто раздает сим-карты на улице.

В масштабе страны (115 млн сим-карт, из которых весьма значительная доля реализуется через партнеров, а не через собственные салоны) такой бизнес может приносить уличным торговцам сотни миллионов рублей.

Очевидно, что в случае более жесткого сценария поправок к закону о связи примерно 25-30% так называемой внесалонной розницы просто исчезнет.

Речь идет не о единовременном сокращении продаж или оттоке абонентов у мобильных операторов, а о более долгосрочной тенденции — мы увидим полноценное вымирание уличной торговли сим–картами.

Что будет с ценами и оборотами

Для операторов мобильной связи последствия реализации новых инициатив регулятора не приведут к существенным потерям в выручке или валовой прибыли. Менее всего пострадают те операторы, которые и раньше не слишком рассчитывали на внесалонную реализацию. По общему мнению инсайдеров, с которыми приходилось говорить, лучше всего в этой области обстоят дела у МТС.

Несмотря на то, что официальных данных на этот счет нет, можно косвенно судить о размерах реализации контрактов-однодневок по показателям оттока каждого из операторов.

На основании тех данных, которые эпизодически просачиваются в прессу или встречаются в презентациях самих операторов, самый низкий показатель оттока у Tele2 и МТС, а самый высокий — у «Вымпелкома» (бренд «Билайн»).

Принимая во внимание, что реализация новых контрактов в квартал составляет примерно 30 млн штук (совокупно для всех операторов) и то обстоятельство, что прекратится главным образом реализация контрактов-однодневок, можно предположить, что совокупная абонентская база российских операторов сократится примерно на 10 млн абонентов.

[/epcl_box]

Какой бы впечатляющей ни казалась эта цифра, в масштабах отрасли это не более 4% клиентской базы. Недополученная выручка от таких «несостоявшихся» абонентов составляет еще более скромную часть общей выручки – около 1% в денежном выражении. В условиях, когда темпы роста в отрасли балансируют около нуля, даже такой маленький шаг назад может оказаться неприятным.

И все же предстоящую реформу нельзя назвать катастрофой.

Что касается тарифов для рядовых абонентов, то вряд ли грядущий запрет на продажу «серых» сим-карт как-то скажется на ценообразовании. Рынок и так переживает довольно турбулентный период – дополнительное удорожание услуг для клиентов может привести к уходу абонентов, а так рисковать никто не захочет.

Возможно, новые нормы станут катализатором позитивных изменений – к примеру, заставят наших мобильных операторов задуматься о радикальном сокращении численности точек продаж. Ведь при расчете на тысячу человек населения в России в два-три раза больше салонов связи, чем в любой другой европейской стране.

Подписывайтесь на каналы «Informatio.ru» в TamTam или присоединяйтесь в , добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Москве и регионах РФ.

Как изменился закон о связи с 1 июня 2018 года

Как изменился закон о связи с 1 июня 2018 года

С 1 июня 2018 года начали действовать новые поправки в закон о связи, которые фактически отменяют анонимные сим-карты сотовой связи.

“Серые” сим-карты, владелец которых не подтвержден, могут блокироваться оператором по требованию Роскомнадзора. Новый закон о сотовой связи 2018 года — что меняется начиная с 1 июня этого года, будет ли работать новый закон на практике.

Изменения в российском законе о связи с 1 июня 2018 года

Итак, главная суть тех изменений, которые вступили в силу в начале этого месяца — законно можно пользоваться только теми сим-картами, достоверная информация о владельце которых есть в автоматизированной системе расчетов. Все сомнительные номера блокируются оператором.

Разумеется, моментально выполнить новое требование закона о связи и заблокировать все сомнительные номера с 1 июня 2018 года сотовые операторы физически не могли. Данные об абонентах проверяются, в том числе с помощью государственных ресурсов. Так, операторы связи получили доступ к базе данных единого портала госуслуг и другим государственным базам.

Работать новая норма закона должна так. Если оператор сотовой связи обнаруживает несоответствие данных, он блокирует номер, средства на остатке по счету не возвращаются. Также номера могут блокироваться по указанию Роскомнадзора и правоохранительных органов.

Ответственность за нарушение новой нормы закона о связи — административные штрафы.

Юридические лица могут быть оштрафованы на 30-40 тысяч рублей, должностные лица — на 3-4 тысячи рублей, физические лица — на 1,5-2 тысячи рублей.

Для чего нужны новые поправки в закон о связи

Законодательство о связи, существующее в России, предполагает, что паспортные данные владельца любого номера телефона известны операторы и государству.  В отличие от той же Украины, где сим-карту можно просто купить и пользоваться, никак не регистрируя ее на свое имя, в России требования более жесткие.

Такая норма существует в том числе для того, чтобы номера мобильных телефонов нельзя было использовать для мошенничества и других преступлений или правонарушений. По номеру телефона должно быть легко установить его владельца.

Тем не менее, на практика ситуация в России совершенно иная. Добропорядочные приобретатели сим-карт, которые не будут затем использовать номер телефона для совершения преступлений, предъявляют свой паспорт и передают собственные персональные данные сотовому оператору. А мошенники и другие преступники спокойно используют серые сим-карты, по которым никак нельзя проследить, кто ими владеет.

Таким серые сим-карты появились на рынке в результате существования так называемых корпоративных тарифов. Сим-карты оптом приобретаются на какую-нибудь фирму-однодневку. Фирма быстро исчезает, а сим-карты используются распространителями.

Суть бизнеса таких распространителей в следующем. Они покупают “симки” с нулевым балансом оптом по цене около 20 рублей за штуку. Затем карты бесплатно раздаются у метро и прочими способами.

Активируется карта при пополнении баланса. Распространитель зарабатывает на комиссии от пополнения за первую активацию.

Это окупает и стоимость сим-карт на рынке, и оплату труда распространителей, и тот процент карт, которые не используются.

Теперь подобные лазейки в законе закрыты, а действующие абоненты подвергаются своеобразной чистке.

Будет ли работать новый закон

По идее авторов закона, операторы должны будут по требованию Роскомнадзора блокировать “серые” сим-карты. При блокировке карты остаток денег на счету пойдет в пользу оператора, абонент возврата не получит.

проблема, на которую обращают внимание наблюдатели — это объем “серых” сим-карт, существующих на сегодняшний день и используемых абонентами. Во-первых, технически будет очень сложно выявить все анонимные карты и заблокировать их. Во-вторых, не менее сложно будет организовать “амнистию” таких абонентов, поскольку их количество слишком велико.

Единственное, что выручает в данной ситуации — обещана возможность самостоятельной регистрации реальным абонентом сим-карты на свое имя и на свои паспортные данные. Это можно будет сделать на портале государственных услуг.

Закон предполагает, что все абоненты, не зарегистрированные в базе данных, не смогут пользоваться услугами сотовых операторов.

Будет ли закон работать с первых же дней его вступления в силу, сказать пока сложно. Но даже в том случае, если нововведения помогут реализовать ту идею, которая в них заложена, со временем, то польза от закона однозначна.

Ситуация, которая наблюдалась на рынке сотовой связи многие годы, говорила о фактической профанации обязательной регистрации паспортных данных каждого абонента.

Все те, кто хотел скрыть свою личность, успешно это делали, а страдали от преступников добропорядочные люди.

Как изменился закон о связи с 1 июня 2018 года

Как изменился закон о связи с 1 июня 2018 года

С начала этого месяца изменился российский закон о связи. Теперь услуги сотовой связи могут предоставляться только тем абонентам, которые приобрели сим-карту на свое имя.

Тем самым была закрыта одна из лазеек для мошенников, активно пользующихся серыми сим-картами.

Как изменился закон о связи с 1 июня 2018 года, как быть добропорядочным абонентам сотовой связи, сим-карты которых не привязаны к их паспортным данным.

Изменения в российском законе о связи с 1 июня 2018 года

Итак, главная суть тех изменений, которые вступили в силу в начале этого месяца — законно можно пользоваться только теми сим-картами, достоверная информация о владельце которых есть в автоматизированной системе расчетов. Все сомнительные номера блокируются оператором.

Разумеется, моментально выполнить новое требование закона о связи и заблокировать все сомнительные номера с 1 июня 2018 года сотовые операторы физически не могли. Данные об абонентах проверяются, в том числе с помощью государственных ресурсов. Так, операторы связи получили доступ к базе данных единого портала госуслуг и другим государственным базам.

Работать новая норма закона должна так. Если оператор сотовой связи обнаруживает несоответствие данных, он блокирует номер, средства на остатке по счету не возвращаются. Также номера могут блокироваться по указанию Роскомнадзора и правоохранительных органов.

Ответственность за нарушение новой нормы закона о связи — административные штрафы.

Юридические лица могут быть оштрафованы на 30-40 тысяч рублей, должностные лица — на 3-4 тысячи рублей, физические лица — на 1,5-2 тысячи рублей.

Для чего нужны новые поправки в закон о связи

Законодательство о связи, существующее в России, предполагает, что паспортные данные владельца любого номера телефона известны операторы и государству.  В отличие от той же Украины, где сим-карту можно просто купить и пользоваться, никак не регистрируя ее на свое имя, в России требования более жесткие.

Такая норма существует в том числе для того, чтобы номера мобильных телефонов нельзя было использовать для мошенничества и других преступлений или правонарушений. По номеру телефона должно быть легко установить его владельца.

Тем не менее, на практика ситуация в России совершенно иная. Добропорядочные приобретатели сим-карт, которые не будут затем использовать номер телефона для совершения преступлений, предъявляют свой паспорт и передают собственные персональные данные сотовому оператору. А мошенники и другие преступники спокойно используют серые сим-карты, по которым никак нельзя проследить, кто ими владеет.

Таким серые сим-карты появились на рынке в результате существования так называемых корпоративных тарифов. Сим-карты оптом приобретаются на какую-нибудь фирму-однодневку. Фирма быстро исчезает, а сим-карты используются распространителями.

Суть бизнеса таких распространителей в следующем. Они покупают “симки” с нулевым балансом оптом по цене около 20 рублей за штуку. Затем карты бесплатно раздаются у метро и прочими способами.

Активируется карта при пополнении баланса. Распространитель зарабатывает на комиссии от пополнения за первую активацию.

Это окупает и стоимость сим-карт на рынке, и оплату труда распространителей, и тот процент карт, которые не используются.

Теперь подобные лазейки в законе закрыты, а действующие абоненты подвергаются своеобразной чистке.

Как быть добропорядочным владельцам серых сим-карт

Конечно же, мошенники или экстремисты составляют небольшой процент тех, кто брал серые сим-карты для использования. В основном это добропорядочные законопослушные граждане. Кто-то брал сим-карту у метро или в прочих подобных местах на время, например, приехав в командировку, чтобы воспользоваться более выгодным тарифом в чужом городе. Но кто-то пользуется такой картой до сих пор.

Если вы владеете именно такой сим-картой, то в данный момент постоянно рискуете тем, что оператор связи заблокирует ваш номер и заберет остаток средств на балансе. Когда это случится — вопрос времени.

Для того, чтобы этого не произошло, нужно воспользоваться своеобразной амнистией, которая предусмотрена новым законом. Клиенту достаточно сообщить о том, что он пользуется тем или иным номером, сообщив свои паспортные данные. Достоверная информация появится в базе данных сотового оператора, и никаких вопросов к человеку не возникнет.

Сообщить достоверные данные о себе клиент сотового оператора может несколькими способами:

  • предоставить паспорт лично в офисе обслуживания сотового оператора,
  • предоставить данные через портал “Госуслуги”,
  • предоставить данные через другие информационные системы госорганов там, где такая возможность предоставлена,
  • предоставить данные, используя учетную запись ЕСИА (фактически это ваша учетная запись на Госуслугах) или квалифицированную электронную подпись, на сайте сотового оператора, если он дает такую возможность.



Связь по паспорту: с 1 июня анонимные сим-карты работать не будут

Как изменился закон о связи с 1 июня 2018 года

Поправки в Федеральный закон «О связи» вступили в силу с 1 июня 2018 года. По оценкам экспертов, нововведения затронут до 20 % пользователей сотовых телефонов — чтобы звонить дальше, некоторым из них придется купить новые сим-карты.

Поправки касаются двух категорий граждан, которых операторы не смогут идентифицировать, то есть установить, что данный номер зарегистрирован на конкретного человека с настоящими паспортными данными. Первая — это клиенты корпоративных тарифов. Вторая — те, кто купил симку с рук, взял ее во время рекламной акции и т. п.

Федеральное агентство новостей разбиралось в ситуации.

Новые правила

На данный момент рынок мобильной связи в России представлен в основном четырьмя операторами сотовой связи — МТС, «Мегафон», «Билайн» и «Теле2».

В МТС корреспонденту ФАН объяснили: тем, кто пользуется корпоративным тарифом, не стоит бояться блокировки. Изменения коснутся только способа оплаты телефона: пополнить его баланс в индивидуальном порядке уже не получится.

«Платежи через терминал или через карту для этого номера будут недоступны, — заверил представитель МТС. — Только с расчетного счета компании».

В случае с физическими лицами ситуация иная:

«Если сим-карта не была ни на кого оформлена, то и ранее она блокировалась со временем, — пояснил собеседник ФАН. — Система проводила анализ, обнаруживала такой номер и блокировала его».

Представитель МТС подчеркнул, что это происходило и до изменений в ФЗ «О связи».

Он добавил также, что случаев, когда паспортные данные вносились бы в систему неверно, например со слов покупателя, не бывало в природе, поскольку сим-карты продаются только по предъявлении паспорта.

Отметим, что автор этих строк однажды покупала сим-карту данного оператора у его фирменной стойки в одном из ТЦ Москвы — причем безо всякого паспорта. Впоследствии паспортные данные были внесены при восстановлении номера. Кроме того, автор много лет пользовалась номером МТС, оформленным на еще советский паспорт, который давно уже не является действительным.

Возможны варианты

В «Мегафоне» в ответ на вопросы ФАН ограничились лишь формальными разъяснениями.

«Изменения в закон «О связи» распространяются только на абонентов, которые подключились после 1 июня 2018 года, — рассказала корреспонденту ФАН представитель пресс-службы оператора Ольга Кузичева.

— Дополнительной проверки данных действующих абонентов не требуется.

Поэтому приостановление оказания услуг связи коснется только новых абонентов, достоверность данных которых не будет подтверждена в установленном порядке и сроки».

Закон предусматривает несколько способов проверки достоверности данных. «Мегафон» будет использовать варианты, максимально удобные для клиентов, уточнили в пресс-службе оператора.

Корпоративные клиенты и сейчас должны предоставлять сведения о конечных пользователях услугами связи, добавила Кузичева. Новое регулирование вводит также меры ответственности за непредоставление данных или предоставление некорректных данных.

«[В этом случае] услуги связи таким клиентам будут приостановлены, а оплата услуг связи в случае отсутствия данных о пользователях будет осуществляться только с расчетного счета корпоративного клиента», — отметила Ольга Кузичева.

Если номер будет заблокирован, то компания или ее сотрудник смогут предоставить и подтвердить данные любым удобным способом — через личный кабинет, персонального менеджера, обратившись в службу поддержки «Мегафона» или при личном визите в офис компании.

Владельцы сим-карт компаний, тем или иным образом прекративших свою деятельность, также могут обратиться в офис оператора и переоформить телефонный номер на себя.

Чтобы изменения в меньшей степени сказывались на абонентах, «Мегафон» обещает проводить проверку данных в основном через систему межведомственного электронного взаимодействия. И лишь в случае, если такая проверка невозможна, оператор будет направлять абоненту уведомление о необходимости подтверждения.

Отметим, что имеющаяся в распоряжении Федерального агентства новостей сим-карта «Мегафона», купленная с рук на улице, пока работает.

Не попадись на «схему»

В «Теле2» корреспонденту ФАН объяснили, что номера, приобретенные с рук на улице, а не в централизованном офисе, и не зарегистрированные на кого бы то ни было, «будут блокироваться по закону».

По словам представителя оператора, человеку, который приобрел такой номер и обнаружил, что он на кого-то зарегистрирован, необходимо обратиться в офис компании вместе с владельцем и переоформить номер. Если же связи с хозяином номера нет, переоформить его нельзя. Можно либо продолжить им пользоваться, либо купить новую симку.

При этом стоит иметь в виду, что номера, оформленные на неизвестного владельца либо купленные с рук на улице, могут быть частью мошеннической схемы, поэтому регистрировать на них, скажем, банковские карты, почтовые адреса или соцсети не стоит.

От компании «Билайн» Федеральному агентству новостей добиться ответа не удалось. На сайте данного оператора информация относительно изменений в связи с поправками в ФЗ «О связи» также не обнаружена.

Так говорит закон

Согласно Федеральному закону № 126-ФЗ «О связи» от 7 июля 2003 года, проверка достоверности сведений об абоненте — физическом лице, сведений о пользователях услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя осуществляется путем установления фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, а также других данных документа, удостоверяющего личность абонента или пользователей услугами связи, подтверждаемых одним из следующих способов:

— предоставление документа, удостоверяющего личность;— использование федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;— использование усиленной квалифицированной электронной подписи;— использование единого портала государственных и муниципальных услуг;

— использование информационных систем государственных органов при наличии подключения оператора связи к этим системам через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.

В случае если достоверность сведений об абоненте не подтверждена, оператор приостанавливает оказание услуг связи. Если ликвидируется компания, то номера, выделенные ее сотрудникам, могут быть переоформлены на них. Для этого необходимо заключить новые договоры с оператором.

Наталья Макеева

Закон о связи с изменениями на 2018 год

Как изменился закон о связи с 1 июня 2018 года

Скачать закон о связи с изменениями 2018

Основным законом, устанавливающим правовые составляющие для создания благоприятных условий в сфере правильного и удобного оказания услуг связи во всех регионах России, является Федеральный закон «О связи» № 126-ФЗ, который был принят 18 июня 2003 года и имеет изменения и дополнения уже в 2018 году. Федеральный закон о связи состоит из 13 глав и 74 статей. 

Настоящий закон определяет права и обязанности лиц, участвующих в процессе оказания услуг связи или пользующихся этими услугами, помогает установить добросовестную конкуренцию на рынке услуг связи, а также фиксирует полномочия органов государственной власти и обеспечивает защиту интересов пользователей услуг связи.  

Усиление контроля за связью 2018: причины 

С 01 июня 2018 года вступили в силу поправки к закону, которые ужесточили контроль за связью на территории Российской Федерации. С этого момента в силу вступают изменения, направленные на запрет продажи сим-карт без оформления соответствующего договора, также расширяются полномочия операторов и Роскомнадзора по вопросу обработки персональных данных абонентов.  

Данные изменения произошли неслучайно! Правительство РФ уже давно было озадачено ситуацией с бесконтрольным распространением сим-карт.

Принятию поправок в законе предшествовали многочисленные рейды, направленные на изъятие сим-карт, реализуемых без заключения необходимых в таких случаях абонентских договоров.

Однако, даже такие меры не привели к корректной работе системы и необходимому контролю по сбору сведений об абонентах сотовой связи. 

При этом, необходимо отметить, что нормы, регулирующие подключение к мобильной связи, были и ранее, но не существовало  эффективного механизма, обеспечивающего обязательность их исполнения.

Так, статья 44 Федерального закона о связи устанавливала обязанность заключения абонентского договора, как и раздел 2 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1342от 09.12.2014, фиксировался порядок заключения таких договоров.

Однако, только после вступления в силу поправок к ФЗ о связи были установлены нормы, способствующие правилам проверки достоверности сведений об абонентах, а также полномочия контролирующих органов в данной сфере и обязанности операторов связи при обнаружении данных об абонентах, если они не соответствуют действительности.  

Какие изменения произошли в законе о связи в 2018? 

Несмотря на то, что закон о связи регулирует процесс оказания услуг в соответствующей сфере с 2003 года, такая распространенная вещь, как сим-карта приобрела статус с точки зрения закона только с вступлением в силу поправок 2018 года.

Так, появилось официальное название сим-карте – «идентификационный модуль», с помощью которого абоненту возможно не только получить доступ к сети, но и сразу установить какой абонент и с помощью какого оборудования его использует – пп.3.2 ст.

2 ФЗ О связи. 

Важно! Нововведение никоим образом не ущемляет права абонента или оператора в вопросах приобретения и реализации услуг связи. Так, в законе фиксируется, что договор на обслуживание можно заключить не только в стационарных торговых точках или в салонах связи, но и через сеть Интернет с помощью усиленной или простой электронной подписи. 

Необходимо отметить, что существенные изменения коснулись правил в отношении абонентов – юридических лиц и частных предпринимателей. Так, если ранее они не передавали необходимые сведения о себе оператору, то оплачивать абонентские договора, которые были заключены до 01 июня 2018 года, они смогут только через безналичный расчет, в том числе со счетов банка, имеющего лицензию ЦБ РФ.  

Кроме того, п. 1 ст. 53 ФЗ о связи предоставляет ИП и юридическим лицам право сообщать операторам связи персональные данные работников, которые пользуются служебной сим-картой, без их на то согласия.

Здесь гражданин признается пользователем услуг связи, а юрлицо или ИП, на которое он работает, непосредственно — абонентом. При этом, корпоративную сим-карту в последующем можно переоформить на физическое лицо новым договором в случае ликвидации организации или закрытия ИП.

В случае, если приобретение услуг связи является государственной закупкой, сведения о пользователях передавать не требуется.  

У операторов связи появились дополнительные обязанности 

В связи с вступлением в силу новых поправок на операторов связи возложены обязанности идентифицировать абонентов, которыми могут выступать как физические лица, так и юридические, а также индивидуальные предприниматели.

Из чего следует, что продавец сим-карты, действующий от лица оператора, при заключении договора обязан указать в документе сведения о приобретателе, предусмотренные Правилами оказания услуг телефонной связи, при этом копия такого абонентского договора должна быть направлена оператору в течении 10 дней.  

Статья 44 п.1 абз. 6 ФЗ «О связи» предусматривает для оператора несколько способов проверки данных об абоненте: 

  1. при предъявлении лицом, заключающим договор, документа удостоверяющего личность; 
  2. используя усиленную квалифицированную электронную подпись; 
  3. используя «Единую систему идентификации и аутентификации…»;  
  4. используя Единый портал госуслуг и другие информационные системы. 

В случае, если сведения об абоненте, с которым заключен договор, не подтвердятся, оператор вправе перекрыть доступ абонента к связи в порядке, предусмотренном Правилами оказания услуг связи.

Кроме того, отключение абонента от связи может произойти на основании запроса Роскомнадзора или правоохранительных органов, осуществляющих проверку сведений в базах данных операторов.

 
Предписание об отключении выдается органами, если в течении 15 суток после проверки не подтвердится совпадение личных данных фактических пользователей и сведений, заявленных в договорах связи. 

Ответственность за нарушение законодательства в сфере услуг связи 

Статья 68 предусматривает ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере реализации услуг связи. Так, лица, нарушившие законодательство РФ в области связи, могут быть привлечены к уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности.  

Операторы связи несут ответственность перед абонентами за нарушение требований, установленных пунктом 5 статьи 44 настоящего Федерального закона, имущественную ответственность за утрату, повреждение ценного почтового отправления, недостачу вложений почтовых отправлений в размере объявленной ценности и другое.  
 

Конец связи. Новый закон заставит операторов отключить анонимные сим-карты. Фото | Технологии

Как изменился закон о связи с 1 июня 2018 года

Скорее всего, законодатели, пытающиеся упорядочить процесс реализации сим-карт, действуют из лучших побуждений.

Они стремятся исключить возможность анонимного использования сетей связи экстремистами и мошенниками, а также положить конец незаконной предпринимательской деятельности – массовой раздаче сим-карт у оживленных станций метро, вокзалов и торговых центров.

Новый закон призван заставить участников рынка надлежащим образом исполнять обязанности по однозначной идентификации абонентов, что и так предусмотрено существующим законодательством. Но вот применить новый закон на практике окажется сложно.

Во-первых, совершенно непонятно, как в сжатые сроки операторы смогут «отсечь» десятки миллионов анонимных абонентов. Для проведения масштабной поголовной проверки абонентов операторам просто не хватит сил и средств. Вы можете себе представить, что десятки миллионов россиян будут с готовностью «подтверждать» свои паспортные данные незнакомому голосу из центра обработки звонков?

Еще менее реалистичной выглядит картина, когда розничные салоны операторов смогут принять в сжатые сроки миллионы россиян, которые поспешат предъявить там свои паспорта для подтверждения персональных данных. Эти паспорта нужно будет отсканировать и внести паспортные данные в базы данных операторов.

На 250 млн абонентов в нашей стране приходится примерно 15 000 собственных операторских салонов. Методом деления получаем по 15 или 16 000 абонентов на один салон.

Даже если на каждого абонента будет уходить рекордно короткое время в пять минут, потребуется полгода непрерывной работы по верификации всех данных.

Вторая причина будущих затруднений называется СМЭВ. Эта аббревиатура расшифровывается как «Система межведомственного электронного взаимодействия».

По сути, это обширная интернет-база, доступ к которой имеют федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления и разнообразные муниципальные учреждения. СМЭВ успешно работает для различных госструктур с 2010 года.

Новация в том, что новый закон требует предоставить доступ к сугубо государственной системе частным операторам мобильной связи – МТС, Tele2, «Вымпелкому», «Мегафону» и другим игрокам.

До 1 июня осталось всего полтора месяца, а сотовые операторы так и не получили доступ к СМЭВ. Без такого доступа они просто не смогут исполнить новые требования российского законодательства.

Наконец, есть и сугубо бытовые моменты, связанные с перекрестной регистрацией сим-карт членов одной семьи друг на друга.

Представим ситуацию: сотовый телефон моей мамы оформлен на жену, телефон жены — на меня, а мой телефон вообще оформлен на бывшего водителя, с которым я поддерживаю приятельский контакт, но который уже 15 лет не работает водителем и занят собственными предпринимательскими проектами.

А еще есть беспроводные модемы в квартире и на даче – они, если не изменяет память, оформлены на паспорт ребенка, который за 10 лет с момента регистрации модемов повзрослел, завел своего собственного ребенка, уехал в другую страну и вообще больше не имеет российского паспорта.

Необходимость все привести в соответствие с персональными данными, отраженными у операторов связи, приведет в движение несколько десятков миллионов операций по перерегистрации, миллионам отключений и перерывам в связи.

Буква закона требует немедленно заблокировать тех абонентов, персональные данные которых не верифицированы.

Неужели в первый день предстоящего лета мы станем свидетелями повального отключения мобильных телефонов? Оповещены ли о новых нормах рядовые абоненты и действительно ли операторы отключат все подозрительные сим-карты, до сих пор неясно.

Будет ли закон действовать

История последних законодательных инициатив российских властей в отношении рынка сотовой связи показывает, что зачастую законы становятся намного мягче, когда дело доходит до реального применения на практике.

Сколько горячей полемики мы увидели в СМИ, на парламентских площадках и в стенах Министерства связи, когда депутаты Яровая и Озеров предложили хранить информацию обо всех звонках и сообщениях абонентов за последние полгода.

Сотовые операторы оценили затраты на такой надзор за абонентами в 2,2 трлн рублей, что привело бы к росту тарифов для конечных потребителей в два или три раза.

В итоге из-за невозможности реализации требований нового закона исполнительная власть была вынуждена использовать менее радикальный и более реалистичный вариант антитеррористических мер в телекоммуникационных сетях.

Нечто подобное, по всей вероятности, ожидает и закон №245 от 29 июля 2017 года — тот самый, что должен положить конец торговле «серыми» сим-картами. Проект закона уже претерпел существенные изменения до момента утверждения и из него исчезли наиболее одиозные нормы. Например, в проекте предлагалось запретить реализацию сим-карт дешевле чем за 100 рублей.

Тем не менее главный вопрос остается открытым: какова будет новая правоприменительная практика? Ожидает ли новый закон судьба тех норм, которые были введены 1 января 2014 года и однозначно требовали от операторов и их партнеров продавать сим-карты только при условии предъявления удостоверений личности? Нормы вроде бы действуют, но анонимные сим-карты до сих пор реализуются десятками миллионов.

Даже в салоне верификация носит условный характер: «У вас паспорт есть? Нет с собой, но, может быть, вы помните паспортные данные? Не помните? Может, у вас уже есть или была сим-карта? Давайте проверим и оформим новый контракт на те же самые паспортные данные».

За пределами салонов режим верификации еще более мягкий. У распространителей сим-карт на улице вообще можно подключиться к сети совершенно анонимно.

[/epcl_box]

Администрировать старые нормы просто не получается, и регулятор решил возложить ответственность на оператора, угрожая строгостью проверок и размерами штрафов.

Один из руководителей крупного российского мобильного оператора рассказал мне, что готовность компаний следить за документами своих абонентов будет напрямую зависеть от того, начнут ли власти наказывать компании за несоблюдение нового закона.

Зачем россиянам миллиард сим-карт

За последние пять лет в России ежегодно продавались 115 млн сим-карт. При этом число активных абонентов за год увеличивается в среднем всего на два-три миллиона. Иными словами, 112 млн человек каждый год приобретают сим-карты только для того, чтобы вскоре их выбросить.

Впечатляет и другое удивительное соотношение: число абонентов мобильной связи в России составляет чуть более 250 млн и существенно не меняется уже почти десять лет. Продажи сим-карт за этот же период составили почти 1 млрд штук.

Сложившаяся тенденция заметно отличается от цивилизованных рынков.

По оценкам агентства AC&M, отток абонентов (то есть соотношение абонентских контрактов, которые операторы разорвали по причине отсутствия активности абонента, к общему числу абонентов) в России в два раза превышает средний показатель по европейским рынкам: 43% против 21% на Западе.

Если толковать эти цифры буквально, то это означает, что за год в России «утекает» (или перетекает к другим операторам) почти половина абонентской базы. В действительности примерно 80-85% абонентов весьма инертны и годами сохраняют лояльность своему оператору.

Зато 15-20% абонентских контрактов живут менее трех месяцев.

Эта категория представлена теми, кто приезжает в другой город и хочет сэкономить на связи, приобретая местную сим-карту: отпускники, командированные, сезонные рабочие, а также все, кто летит или едет по земле транзитом.

Еще один крупный класс таких абонентов – продавцы, размещающие в интернете объявления и рекламу. Такие люди также привязывают к номерам-однодневкам свои учетные записи в социальных сетях. Многие используют десятки сим-карт одновременно.

Легкости, с которой мы можем получить новый контракт, способствует гипертрофированно раздутая розничная сеть.

Реализация сим-карт идет по крайней мере через 24 000 салонов – в это число включены и монобрендовые салоны операторов, и точки мультибрендовых сетей («Связной», «Евросеть», «Телефон.ру» и др.).

Кроме того, в России распространены и так называемые партнерские сети. На деле за красивой формулировкой скрываются лоточники без какой-либо стационарной точки продаж, торгующие сим-картами любого оператора на выбор. Карты разных операторов с нулевым балансом можно приобрести оптом по 19-20 рублей за штуку.

[/epcl_box]

Они раздаются бесплатно и могут быть активированы в том случае, если получивший «положит» на них от 100 до 200 рублей.

Даже если 75% получивших выкинут карту, а 25% пополнят ее на 200 рублей, распространитель может рассчитывать на законную комиссию от оператора и окупит затраты на приобретение карт и оплату гонорара тем, кто раздает сим-карты на улице.

В масштабе страны (115 млн сим-карт, из которых весьма значительная доля реализуется через партнеров, а не через собственные салоны) такой бизнес может приносить уличным торговцам сотни миллионов рублей.

Очевидно, что в случае более жесткого сценария поправок к закону о связи примерно 25-30% так называемой внесалонной розницы просто исчезнет.

Речь идет не о единовременном сокращении продаж или оттоке абонентов у мобильных операторов, а о более долгосрочной тенденции — мы увидим полноценное вымирание уличной торговли сим–картами.

Что будет с ценами и оборотами

Для операторов мобильной связи последствия реализации новых инициатив регулятора не приведут к существенным потерям в выручке или валовой прибыли. Менее всего пострадают те операторы, которые и раньше не слишком рассчитывали на внесалонную реализацию. По общему мнению инсайдеров, с которыми приходилось говорить, лучше всего в этой области обстоят дела у МТС.

Несмотря на то, что официальных данных на этот счет нет, можно косвенно судить о размерах реализации контрактов-однодневок по показателям оттока каждого из операторов.

На основании тех данных, которые эпизодически просачиваются в прессу или встречаются в презентациях самих операторов, самый низкий показатель оттока у Tele2 и МТС, а самый высокий — у «Вымпелкома» (бренд «Билайн»).

Принимая во внимание, что реализация новых контрактов в квартал составляет примерно 30 млн штук (совокупно для всех операторов) и то обстоятельство, что прекратится главным образом реализация контрактов-однодневок, можно предположить, что совокупная абонентская база российских операторов сократится примерно на 10 млн абонентов.

[/epcl_box]

Какой бы впечатляющей ни казалась эта цифра, в масштабах отрасли это не более 4% клиентской базы. Недополученная выручка от таких «несостоявшихся» абонентов составляет еще более скромную часть общей выручки – около 1% в денежном выражении. В условиях, когда темпы роста в отрасли балансируют около нуля, даже такой маленький шаг назад может оказаться неприятным.

И все же предстоящую реформу нельзя назвать катастрофой.

Что касается тарифов для рядовых абонентов, то вряд ли грядущий запрет на продажу «серых» сим-карт как-то скажется на ценообразовании. Рынок и так переживает довольно турбулентный период – дополнительное удорожание услуг для клиентов может привести к уходу абонентов, а так рисковать никто не захочет.

Возможно, новые нормы станут катализатором позитивных изменений – к примеру, заставят наших мобильных операторов задуматься о радикальном сокращении численности точек продаж. Ведь при расчете на тысячу человек населения в России в два-три раза больше салонов связи, чем в любой другой европейской стране.