Содержание

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года в одной таблице

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года в одной таблице
Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года в одной таблице

Федеральный закон 44-ФЗ — один из основных законов в системе госзакупок в России. Он регламентирует контрактную систему закупки товаров и услуг для нужд государства и муниципалитетов.

Закон подробно описывают, как планируются и осуществляются закупки, как происходит мониторинг и контроль закупок, а также в каком порядке обжалуются действия заказчика.В 2018-2019 году закон меняется и совершенствуется, для чего уже принято множество поправок. Часть из них вступила в силу с 1 июля.

Какие изменения в закон 44-ФЗ вступили в силу с 1 июля 2018 года, подробнее о поправках в законе в таблице изменений.

pxhere.com

Основной смысл изменений 44-ФЗ

суть тех изменений, которым подвергается закон 44-ФЗ — полный переход конкурентных закупок в электронную форму. Прежде существовал только электронный аукцион, теперь форм организации закупок в электронном виде стало больше.

Переход на обязательную организацию госзакупок только в электронной форме будет поэтапным.

Обязательными они станут только с начала 2019 года, а с 1 июля 2018-го начался переходный период, в течение которого участники закупок смогут работать как по-старому, так и по-новому, но им за эти полгода нужно перестроиться и адаптироваться к обновленному порядку.

С 1 июля 2018 года вступила в силу основная часть изменений в 44-ФЗ. В частности:

  • в список требований к участникам добавили одно дополнительное — должны отсутствовать установленные законом ограничения для участия в закупках,
  • в контракте теперь должны содержаться условия о том, что сумма, подлежащая уплате заказчиком, уменьшается на величину налогов и других обязательных платежей в пользу бюджета, если заказчик должен уплачивать такие платежи,
  • что касается новых электронных закупок, то пока участие заказчиков в них добровольное, однако сам список форм закупок в электронном виде стал значительно шире, чем прежде.

Тем не менее, хотя с 1 июля 2018 года участие заказчиков в электронных закупках и не является обязательным, все же им нужно переходить на такую форму до конца года. С 1 января 2019 года госзакупки станут только электронными.

Чтобы перейти на электронную форму закупок, заказчикам необходимо в том числе получить аккредитацию на электронной площадке.

pxhere.com

Что дает переход на электронную форму закупок

Специалисты говорят о нескольких важных преимуществах изменений в законе 44-ФЗ с 1 июля 2018 года:

  • проводимые процедуры станут более прозрачными, заказчики не смогут договариваться с нужными поставщиками, исключается вероятность того, что конверты с заявками будут повреждаться, и их кто-то будет незаконно просматривать,
  • меньше будет и других субъективных факторов в работе заказчика и комиссии,
  • конкуренция госзакупок повысится, поскольку в них смогут участвовать поставщики из других российских регионов, а это и лучшие шансы для бизнеса, и экономия для бюджета,
  • издержки участников на подготовку заявки и участие в конкурсе уменьшаются, а значит, и количество желающих принять участие увеличится, что также повышает конкуренцию.

Таблица изменений закона 44-ФЗ с 1 июля 2018 года

Основные изменения 44-ФЗ, вступившие в силу в середине 2018 года, представлены в следующей таблице:

Как было до 1 июля 2018 годаКак стало после 1 июля 2018 года
Отсутствовали определения электронная площадка, специализированная электронная площадка, оператор электронной и специализированной площадки.Статья 3 пополнилась новыми определениями.
Отсутствовал реестр участников закупок.Такой реестр появился, его ведет Казначейство.
Допускалась неквалифицированная электронная подпись.Допускается только квалифицированная электронная подпись.
Существовали каталоги товаров, работ и услугЕдиный каталог ТРУ, которым пользуются заказчики, описывая объекты закупок
Размер обеспечения заявки — максимум 5% НМЦКРазмер обеспечения привязан к диапазону НМЦК
Перечень единых требований к участникам закупок в ст. 31 ч. 1 содержал 10 пунктов.Добавлен 11-й пункт о том, что участник закупок не должен иметь ограничений для участия
Пеня для нарушителей сроков рассчитывалась исходя из ставки рефинансированияТеперь используется ключевая ставка
В законе не содержался минимальный размер НМЦК для требования обеспечения заявкиМинимальная величина НМЦК для такого требования — 1 миллион рублей.
Существовало обязательство заказчика проводить открытый конкурс, кроме нескольких исключенийТребование утратило силу.

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года в одной таблице

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года в одной таблице
Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года в одной таблице
/ Законы / Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года в одной таблице

Дата: 3, Август, 2018

Александр

Федеральный закон 44-ФЗ является одним из главных законов в системе государственных закупок в России. Им регламентируется контрактная система закупки товаров/услуг на нужды государства и муниципалитетов.

В законе подробным образом описывается, каким образом планируются и производятся госзакупки, как производится мониторинг/контроль закупок, и как обжалуются действия заказчика. В 2018-2019 году закон подвергается изменениям и улучшается, для этого предпринят ряд правок.

Некоторые из них вступили в действие с 1 июля. Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года в одной таблице принятых поправок.

pixabay.com

Смысл изменений 44-ФЗ

Основной смысл изменений федерального закона 44-ФЗ состоит в полном переходе конкурентных закупок в электронный формат. До этого был лишь электронный аукцион, сейчас форм организации госзакупок в электронном виде больше.

Переход на обязательную организацию госзакупок исключительно в электронном формате станет постепенным.

Обязательными они будут лишь с 2019 года, с 1 июля 2018 года же стартовал переходный период, когда участники госзакупок имеют возможность работать и по-старому, и по-новому, однако им за это время требуется перестроиться и адаптироваться к новому порядку.

С 1 июля 2018 года вступила в действие основная часть изменений в 44-ФЗ:

  • в перечень требований к участникам добавлено еще одно – должны отсутствовать установленные законодательством ограничения для участия в госзакупках,
  • в контракте сейчас должны быть прописаны условия того, что сумма, подлежащая к уплате заказчиком, снижается на сумму налогов и иных обязательных платежей в пользу бюджета, если заказчик обязан вносить подобные платежи,
  • если говорить про новые электронные закупки, то на данный момент участие заказчиков в них добровольно, но сам перечень форм закупок в электронном формате теперь гораздо больше, чем ранее.

Так или иначе, хоть с 1 июля 2018 года участие заказчиков в электронных закупках и не обязательно, тем не менее они должны переходить на эту форму до конца года. Поскольку с 1 января 2019 года госзакупки будут исключительно электронными.

Для перехода на электронную форму закупок, заказчикам требуется оформлять аккредитацию на электронной площадке.

pixabay.com

Что предоставляет переход на электронную форму госзакупок

Специалисты указывают ряд важнейших преимуществ изменений в законе 44-ФЗ с 1 июля 2018 года:

  • процедуры будут прозрачнее, заказчики не будут иметь возможности договариваться с «нужными» поставщиками, будет исключена возможность повреждения конвертов с заявками, и их противозаконного просмотра,
  • меньше станет иных субъективных факторов в деятельности заказчиков и комиссий,
  • конкуренция госзакупок станет выше, так как в них получат возможность принять участие поставщики из других регионов, что даст больше шансов для бизнеса и экономию бюджета,
  • издержки участников на подготовку заявки/участие в конкурсе будут снижены, что означает, что число желающих поучаствовать в закупках станет больше и увеличит конкуренцию.

Таблица изменений закона 44-ФЗ с 1 июля 2018 года

Главные изменения 44-ФЗ с 1 июля 2018 года в одной таблице:

Как было до 1 июля 2018 годаКак стало после 1 июля 2018 года
Отсутствовали определения электронная площадка, специализированная электронная площадка, оператор электронной и специализированной площадки.Статья 3 пополнилась новыми определениями.
Отсутствовал реестр участников закупок.Такой реестр появился, его ведет Казначейство.
Допускалась неквалифицированная электронная подпись.Допускается только квалифицированная электронная подпись.
Существовали каталоги товаров, работ и услугЕдиный каталог ТРУ, которым пользуются заказчики, описывая объекты закупок
Размер обеспечения заявки – максимум 5% НМЦКРазмер обеспечения привязан к диапазону НМЦК
Перечень единых требований к участникам закупок в ст. 31 ч. 1 содержал 10 пунктов.Добавлен 11-й пункт о том, что участник закупок не должен иметь ограничений для участия
Пеня для нарушителей сроков рассчитывалась исходя из ставки рефинансированияТеперь используется ключевая ставка
В законе не содержался минимальный размер НМЦК для требования обеспечения заявкиМинимальная величина НМЦК для такого требования – 1 миллион рублей.
Существовало обязательство заказчика проводить открытый конкурс, кроме нескольких исключенийТребование утратило силу.

Памятка: что поменялось в госзакупках с 1 июля

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года в одной таблице

С 01.07.2018 вступила в силу большая часть поправок в закон о госзакупках. Напоминаем о самых важных изменениях и нововведениях. Проверьте, все ли вы учли в работе. Если нет — срочно вносите коррективы.

Изменения в план-график по закупкам, которые не состоялись, и госзакупкам с единственным поставщиком (по всем основаниям ч. 1 ст. 93) происходят за 1 день до размещения извещения в ЕИС.

Согласно ч. 15 ст. 21, поправки, которые внесены в план-график, публикуются в течение 3 рабочих дней. Если предусмотрены исключения, то не раньше изменения плана-графика в ЕИС. Подробнее в статье «Изменения в план-график будем вносить по новым правилам».

Поменялись положения в проекте контракта

В соответствии с п. 2 ч. 13 ст. 34 закона № 44-ФЗ, в контракт включается условие об уменьшении суммы оплаты на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты, если заказчик исполняет функции налогового агента

Согласно п. 16 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе заключать контракт жизненного цикла, а не обязан — так было до изменений.

Ч. 18 ст. 34 дополнилась возможностью допоставить товар на размер экономии при проведении конкурса, аукциона, а также запроса предложений.

Привели в соответствие и расчет пеней. Теперь необходимо рассчитывать не по ставке рефинансирования, а по ключевой. Подробнее в статье «С 26 марта пени нужно считать по-новому».

С 01.07.2018 в проекте контракта должны быть закреплены порядок и сроки оплаты, приемки и оформления приемки.

Дополнились требования к участникам

Новые требование к участникам: «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в госзакупках, которые установлены законодательством». Соответственно, необходимо проверить, чтобы у участника была актуализирована декларация о соответствии общим требованиям. Подробнее об этом читайте в статье «Образец декларации о соответствии участника 2018 года».

Изменили порядок рассмотрения заявок

Максимальный период рассмотрения заявок в закупках с НМЦК меньше 3 млн руб. — 1 рабочий день от момента окончания срока приема предложений.

С 01.07.2018 заявка не может отклоняться по причине отсутствия в ней сведений и электронных документов, которые предусмотрены п. 5 ч. 5 ст.

66 (преимущества организациям инвалидов и организациям уголовно-исполнительной системы), а также п. 6 ч. 5 ст. 66 (ограничения и условия допуска в рамках национального режима по ст.

14), исключая ситуации, когда закупаются ТРУ, которые запрещены к приобретению по ст. 14.

Уходят от «бумажных» процедур

Все конкурентные способы закупки предусматривают возможность проведения их в электронной форме, в т. ч. закрытые.

Для проведения закрытого аукциона: закупки органов, учреждений и предприятий обороны и гос. управления по перечню, который установлен правительством.

Возможность проводить «бумажные» процедуры в 44-ФЗ сохранили для госзаказчиков, которые базируются на территории зарубежной страны, для нормального жизнеобеспечения, предквалификационного отбора и закупок по ст. 111 и 111.1

До выбора пула «новых» торговых платформ работать будем на ранее определенных площадках.

Обеспечение заявки

Госзаказчик обязательно прописывает требование к обеспечению заявок для участия в конкурсных процедурных и аукционах при условии, что НМЦК превышает 1 млн рублей (ПП РФ от 12.04.2018 № 439).

Величина для обеспечения заявки:

  • 0,5–1 % (НМЦК 5–20 млн рублей);
  • 0,5–5 % (НМЦК свыше 20 млн рулей);
  • 0,5–2 % (НМЦК свыше 20 млн рублей + ст. 28, 29).

Казенное учреждение освобождается от обеспечения заявки.

Все правила по обеспечению заявок читайте в статье «Обеспечение заявки: что изменится с 1 июля».

Спецсчет

Обеспечения заявок направляются поставщикам на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается правительством. Пошаговую инструкцию о переходе на механизм спецсчета читайте в статье «Как работать со спецсчетом в 2018 году».

Скорректировали нормы об отчетности

Сведения в реестр контрактов теперь вносятся в течение 5 рабочих дней.

Информацию об исполнителях госконтракта, копия контракта, документы о приемке убрали из свободного доступа в реестре контрактов в случаях проведения закрытых торгов.

В соответствии с ч. 9 ст. 94, отчет об исполнении отдельного этапа открыты только:

  • для строительных работ, реконструкции, капитального ремонта, сохранения объектов культурного наследия;
  • в случае превышения цены более 1 млрд руб.

Правило об одном дне на публикацию сведений об изменении и расторжении контракта (п. 26 ст. 95) прекратило действовать.

Исключили контроль по сопоставлению протоколов и документации о закупке (ч. 5 ст. 99).

Также при формировании реестровой записи в реестре контрактов необходимо прикладывать документ о согласовании контрольного органа в закупках у единственного поставщика, в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Подробнее читайте в статье «Новые правила ведения реестра контрактов».

Также вас могут заинтересовать статьи:

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года в одной таблице | AN

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года в одной таблице

Федеральный закон 44-ФЗ — один из основных законов в системе госзакупок в России. Он регламентирует контрактную систему закупки товаров и услуг для нужд государства и муниципалитетов.

Закон подробно описывают, как планируются и осуществляются закупки, как происходит мониторинг и контроль закупок, а также в каком порядке обжалуются действия заказчика.В 2018-2019 году закон меняется и совершенствуется, для чего уже принято множество поправок. Часть из них вступила в силу с 1 июля.

Какие изменения в закон 44-ФЗ вступили в силу с 1 июля 2018 года, подробнее о поправках в законе в таблице изменений.
pxhere.com

Основной смысл изменений 44-ФЗ

суть тех изменений, которым подвергается закон 44-ФЗ — полный переход конкурентных закупок в электронную форму. Прежде существовал только электронный аукцион, теперь форм организации закупок в электронном виде стало больше.

Переход на обязательную организацию госзакупок только в электронной форме будет поэтапным.

Обязательными они станут только с начала 2019 года, а с 1 июля 2018-го начался переходный период, в течение которого участники закупок смогут работать как по-старому, так и по-новому, но им за эти полгода нужно перестроиться и адаптироваться к обновленному порядку.

С 1 июля 2018 года вступила в силу основная часть изменений в 44-ФЗ. В частности:

  • в список требований к участникам добавили одно дополнительное — должны отсутствовать установленные законом ограничения для участия в закупках,
  • в контракте теперь должны содержаться условия о том, что сумма, подлежащая уплате заказчиком, уменьшается на величину налогов и других обязательных платежей в пользу бюджета, если заказчик должен уплачивать такие платежи,
  • что касается новых электронных закупок, то пока участие заказчиков в них добровольное, однако сам список форм закупок в электронном виде стал значительно шире, чем прежде.

Тем не менее, хотя с 1 июля 2018 года участие заказчиков в электронных закупках и не является обязательным, все же им нужно переходить на такую форму до конца года. С 1 января 2019 года госзакупки станут только электронными.

Чтобы перейти на электронную форму закупок, заказчикам необходимо в том числе получить аккредитацию на электронной площадке.
pxhere.com

Что дает переход на электронную форму закупок

Специалисты говорят о нескольких важных преимуществах изменений в законе 44-ФЗ с 1 июля 2018 года:

  • проводимые процедуры станут более прозрачными, заказчики не смогут договариваться с нужными поставщиками, исключается вероятность того, что конверты с заявками будут повреждаться, и их кто-то будет незаконно просматривать,
  • меньше будет и других субъективных факторов в работе заказчика и комиссии,
  • конкуренция госзакупок повысится, поскольку в них смогут участвовать поставщики из других российских регионов, а это и лучшие шансы для бизнеса, и экономия для бюджета,
  • издержки участников на подготовку заявки и участие в конкурсе уменьшаются, а значит, и количество желающих принять участие увеличится, что также повышает конкуренцию.

Таблица изменений закона 44-ФЗ с 1 июля 2018 года

Основные изменения 44-ФЗ, вступившие в силу в середине 2018 года, представлены в следующей таблице:

Как было до 1 июля 2018 года
Как стало после 1 июля 2018 года

Отсутствовали определения электронная площадка, специализированная электронная площадка, оператор электронной и специализированной площадки.
Статья 3 пополнилась новыми определениями.

Отсутствовал реестр участников закупок.
Такой реестр появился, его ведет Казначейство.

Допускалась неквалифицированная электронная подпись.
Допускается только квалифицированная электронная подпись.

Существовали каталоги товаров, работ и услуг
Единый каталог ТРУ, которым пользуются заказчики, описывая объекты закупок

Размер обеспечения заявки — максимум 5% НМЦК
Размер обеспечения привязан к диапазону НМЦК

Перечень единых требований к участникам закупок в ст. 31 ч. 1 содержал 10 пунктов.
Добавлен 11-й пункт о том, что участник закупок не должен иметь ограничений для участия

Пеня для нарушителей сроков рассчитывалась исходя из ставки рефинансирования
Теперь используется ключевая ставка

В законе не содержался минимальный размер НМЦК для требования обеспечения заявки
Минимальная величина НМЦК для такого требования — 1 миллион рублей.

Существовало обязательство заказчика проводить открытый конкурс, кроме нескольких исключений
Требование утратило силу.

Изменения в 44-ФЗ в 2018 году: переход на электронные закупки с 1 июля 2018 года — статья

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года в одной таблице

В конце 2017 года в Закон № 44-ФЗ внесены существенные изменения. Основное нововведение касается перехода к определению поставщика путём проведения конкурентных закупок в электронной форме. Разберем суть изменений в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года и этапы перехода на электронные закупки.

Что изменится в работе заказчиков?

Узнайте на экспресс-курсе «Изменения в закупках по 44-ФЗ с 1 июля 2018 для заказчика»

Посмотреть

Если до 1 июля 2018 года электронные закупки возможны только в форме аукциона, то после внесения изменений к аукциону добавятся:

  • открытый конкурс
  • конкурс с ограниченным участием
  • двухэтапный конкурс
  • запрос котировок
  • запрос предложений
  • закрытые электронные процедуры (закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион)

С 1 июля 2018 года проведение электронных процедур — пока только право заказчика. Но уже с 1 января 2019 года право проведения электронных процедур превратится в обязанность.

Исключение — только для закупок у единственного поставщика, закупок на территории иностранного государства, отдельных котировочных процедур и некоторых закупок, проводимых закрытыми способами.

Проведение электронных процедур (включая подачу заявок на участие в закупке) и заключение контракта осуществляются через электронную площадку.

Этапы перехода на электронные закупки

Для участия в электронных закупках от участника потребуется пройти аккредитацию на электронной площадке и регистрацию в ЕИС. Переход к аккредитации и регистрации будет проходит поэтапно:

  1. В период с 01.07.2018 по 01.01.2019, чтобы принять участие в закупке в электронной форме достаточно получить аккредитацию на электронной площадке также, как и для участия в электронном аукционе.
  2. С 01.01.2019 аккредитация участников закупок на электронных площадках осуществляется после регистрации таких участников в ЕИС. Информация об участниках закупок, зарегистрированных в ЕИС, вносится в единый реестр участников закупок. Аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в ЕИС с 1 января по 31 декабря 2019 года.
  3. С 01.01.2019 по 31.12.2019 включительно возможность участия в электронных процедурах будет только у тех лиц, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, а также информация и документы которых включены в реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке. При этом регистрация в ЕИС не требуется.
  4. После 31.12.2019 не прошедшие регистрацию в ЕИС лица подать заявку на участие в закупках не смогут.

Регистрация и аккредитация участников закупок бесплатна.

Регистрация участника закупки в ЕИС и аккредитация участника закупки на электронной площадке осуществляются сроком на три года.

  • участник закупки будет не вправе подавать заявки на участие в электронных процедурах за три и менее месяца до даты окончания срока своей регистрации в ЕИС.

Плюсы от регистрации в ЕИС заключаются в том, что не придётся проходить аккредитацию на каждой площадке, регистрироваться на всех электронных площадках и тратить время на взаимодействие с каждой площадкой в отдельности. Для прохождения аккредитации на всех электронных площадках будет достаточно пройти регистрацию в ЕИС.

Важные изменения в проведении конкурса и запроса котировок

Теперь рассмотрим наиболее важные изменения в порядке проведения наиболее часто используемых процедур: электронный открытый конкурс и электронный запрос котировок.

В соответствии с новыми изменениями в Закон № 44-ФЗ правила проведения данных процедур регулируются отдельными статьями: для открытого конкурса это статьи 54.1-54.7, 55.1 Закона № 44-ФЗ; для запроса котировок — статьи 82.1-82.6 Закона № 44-ФЗ.

Проведение электронного конкурса начинается с размещения заказчиком в ЕИС извещения и конкурсной документации не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе (для открытого конкурса — минимальный срок на подачу заявок составлял 20 дней).

Внесение изменений в документацию возможно не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок. При это срок подачи заявок в этом случае должен быть продлён так, чтобы до даты окончания срока подачи заявок было не менее 10 рабочих дней.

Срок предоставления разъяснений по запросам участников открытого конкурса в электронной форме — 2-х рабочих дня с даты поступления запроса. Подать запрос на разъяснения можно будет не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме будет состоять из двух частей и предложения участника электронного конкурса о цене контракта. Заявка подаётся путём одновременного направления трёх указанных электронных документов:

1 — согласия на поставку товара (работы, услуги) и предложение о его характеристиках;

2 — сведений об участнике закупки, копии документов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) и соответствие участника требованиям конкурсной документации, в том числе и квалификационным критериям;

3 — ценового предложения.

Участники конкурса смогут подавать окончательные предложения о цене контракта. При этом каждый участник открытого конкурса в электронной форме может подать только одно окончательное предложение о цене контракта.

Подробно в новых статьях закона регламентируется содержание конкурсной документации, сроки на разъяснение ее положений, детализируется порядок рассмотрения первых, вторых частей заявок участников, порядок подведения итогов, последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся.

Ещё одной популярной закупочной процедурой является запрос котировок.

Здесь также наблюдаются отличия электронного формы процедуры от бумажной.

Для проведения электронного запроса котировок действуют те же условия, что и для бумажного:

  • начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб.,
  • годовой объём таких закупок не превышает 10% совокупного годового объема закупок заказчика;
  • годовой объём таких закупок не составляет более чем 100 млн. руб.

При проведении электронного запроса котировок заказчик обязан разместить в ЕИС извещение не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок (для бумажного запроса котировок — не менее чем за семь рабочих дней или не менее чем за четыре рабочих дня в зависимости от начальной максимальной цены контракта).

Подать заявку на участие в запросе котировок в электронной форме смогут только те лица, которые зарегистрированы в ЕИС и аккредитованными на электронной площадке. Заявка подаётся в электронной форме через оператора площадки.

Ещё раз обращаем внимание! С 01.01.2019 регистрация в ЕИС обязательна для всех поставщиков.

Котировочная заявка участника должна состоять из:

  • предложения о предлагаемых товаре, работе, услуге;
  • предложения о цене контракта.

Рассматривает заявки котировочная комиссия заказчика, которая после оформления протокола направляет его оператору площадки. Обратите внимание, что не заказчик, а оператор площадки составляет протокол рассмотрения и оценки заявок, в котором проранжированы заявки и указан победитель.

Изменения в проведении электронного аукциона

Изменения коснутся и порядка проведения электронного аукциона:

  • для участия в аукционе потребуется пройти регистрацию в ЕИС и аккредитацию на электронной площадке;
  • установлены новые требования к составу первых частей заявок: в случае поставки товара, выполнения работы, оказания услуги на условиях, предусмотренных документацией, от участника требуется только согласие на участие; при осуществлении закупки товара или работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар,
  • наименование страны происхождения товара (в случае применения нацрежима) и конкретные показатели товара;
  • определён минимальный шаг аукциона — 100 рублей;
  • для аукционов с минимальной (начальной) ценой контракта менее 3 млн. руб. сроки рассмотрения первых частей заявок сокращены с семи дней до одного рабочего дня с даты окончания срока подачи заявок;
  • статья 70 Закона № 44-ФЗ, устанавливающая порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона, с 01.07.2018 признаётся утратившей силу.

Заключение контракта по 44-ФЗ после 1 июля 2018 года

Поправками в Закон № 44-ФЗ предусмотрен единый порядок заключения контракта по итогам электронной процедуры.

Для всех электронных процедур правила заключения контракта будут одинаковыми. Определены они в отдельном параграфе Закона № 44-ФЗ – § 4.1 (статья 83.2).

Установлена следующая процедура заключения контракта по итогам электронных закупок:

Заказчик подписывает проект контракта последним. Контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС.

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола, а в случае определения поставщика путём проведения электронного запроса котировок или электронного запроса предложений — не ранее чем через 7 дней.

Преимущества перехода на электронные закупки

У перехода на электронные закупки есть очевидные преимущества.

Во-первых, и это самое важное, повысится прозрачность проводимых процедур. Шансы заказчика договориться с нужным ему поставщиком будут снижены, исключится возможность повреждения конвертов с заявками и их незаконный предварительный просмотр.

Во-вторых, минимизируются и иные субъективные факторы в работе Заказчика и членов его комиссии (в том числе и технические ошибки).

В-третьих, проведение электронных закупок окажет позитивное влияние на конкуренцию за счёт повышения возможностей участия в закупке поставщиков из других регионов (расширится география участия). Для заказчика следствием большего количества участников станет экономия бюджетных средств и повышение качества закупаемых товаров (работ, услуг).

В-четвертых, сократятся издержки участников на подготовку заявки и доставку её по адресу заказчика. Потенциально увеличится число желающих принять участие в закупке.

Говорить о сложностях перехода на электронные закупки, недостатках в применении данных процедур можно будет уже после вступления изменений в силу и начала практической реализации новшеств.

Плата за заключение контракта по итогам электронной процедуры

С 1 июля 2018 года операторы электронных торговых площадок вправе взимать плату с лиц, с которыми заключается контракт по результатам электронной процедуры.

Предельный размер установлен в размере 1% от НМЦК, но не более 5000 руб. (в случае заключения контракта с СМП или СОНКО, не более 2000 руб.).

Исключение составляют участники, с которыми заключается контракт после уклонения победителя электронной процедуры. С таких лиц плата не взимается.

Предельные размеры и правила взимания такой платы установлены постановлением правительства РФ от 10.05.2018 № 564.

Пройдите обучения для заказчиков по 44-ФЗ на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками». Профпереподготовка, 256 ак.часов для руководителей и специалистов контрактных служб, контрактных управляющих, председателей и членов комиссий заказчика. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Главные изменения в 44-ФЗ, которые вступят в силу в июле 2018 года | Контур.Закупки

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года в одной таблице

Система госзаказа претерпевает существенные изменения. До вступления в силу многих из них осталось совсем немного времени — большой пакет поправок заработает с 1 июля 2018 года. Готовиться к этому следует и заказчикам, и поставщикам. В преддверии грядущих перемен еще раз напомним об основных новшествах.

Введение новых понятий

Основные понятия, которые используются в законе 44-ФЗ, приведены в статье 3. С 1 июля она пополнится новыми частями. В них будет дано определение понятия электронной площадки и специализированной электронной площадки (для проведения закрытых процедур), а также операторов ЭТП обоих типов.

Единый реестр участников закупки

В части 3 статьи 4 закона появится подпункт 6.1. В соответствии с ним, в ЕИС будет вестись единый реестр участников закупок. Отвечать за него будет Федеральное казначейство.

Изменения в обеспечении заявок

Эти изменения коснутся всех участников закупочной деятельности. С 1 июля поставщики должны будут вносить обеспечение в специальные банки, соответствующие установленным Правительством критериям.

В действующей редакции закона устанавливаются преференции в размере обеспечения заявки для СМП и СОНО, учреждений уголовно-исправительной системы, организаций инвалидов. С 1 июля из этого списка субъекты малого бизнеса и социально ориентированные некоммерческие организации будут исключены.

Вместе с тем закон в новой редакции обязывает заказчиков устанавливать обеспечение только в конкурсах и аукционах при НМЦК более 5 млн рублей.

При этом оговорено, что Правительство имеет право установить иные требования.

И таким правом оно воспользовалось — в постановлении № 439 от 12 апреля 2018 года указано, что заказчик обязан устанавливать обеспечение заявки в конкурсах и аукционах с НМЦК более 1 млн рублей.

Электронные процедуры

Пожалуй, главное изменение заключается в том, что все типы закупок будут проводиться на ЭТП в электронной форме. В связи с этим в новой редакции 44-ФЗ появится статья 24.

1, в которой будут определены особенности проведения электронных процедур, в том числе закрытого характера.

Кроме того, вносятся изменения в действующие стати, а также вводятся новые статьи закона, описывающие каждый тип электронных процедур.

Список единых требований к участникам

В части 1 статьи 31 закона появится новый пункт 11. В соответствии с ним, заказчик должен дополнить перечень единых требований к участникам пунктом об отсутствии у него ограничений для участия в закупках, которые установлены законодательством РФ.

Смена ставки рефинансирования на ключевую

С 1 июля при нарушении заказчиком условий контракта поставщик может взыскивать с него пени, которые будут рассчитываться исходя из ключевой ставки. Если же сроки поставки нарушит исполнитель контракта, аналогичные санкции может применить к нему заказчик. Такие изменения внесены в статью 34.

Уточнение про Каталог ТРУ

В действующей редакции 44-ФЗ упоминались каталоги товаров, работ и услуг. С 1 июля вместо них будет фигурировать понятие «каталог» (в единственном числе). Подразумевается Каталог ТРУ, который ведется в ЕИС.

Электронная подпись

По действующим правилам для визирования документов в закупках заказчики могут применять квалифицированную электронную подпись, а поставщики — неквалифицированную. С 1 июля это изменится — поставщики также должны будут применять квалифицированную ЭЦП.

Обеспечение заявки только деньгами

Банковские гарантии в качестве обеспечения заявки с 1 июля 2018 года приниматься не будут. Все участники будут обязаны вносить обеспечение только денежными средствами.

Приоритет конкурса отменяется

В действующей редакции 44-ФЗ открытый конкурс являлся приоритетным способом определения поставщика. Прибегать к нему заказчики должны, если иное не установлено законом — например, товар входит в аукционный перечень или должен закупаться через конкурс с ограниченным участием. С 1 июля это положение утрачивает свою силу, то есть конкурс по 44-ФЗ теряет звание приоритетной процедуры.

Новые сроки конкурентных процедур

Многие сроки проведения конкурсов, аукционов и запросов изменены. В частности, первая и вторая части заявок на электронный аукцион будут рассматриваться заказчиком быстрее.

Электронный запрос котировок также будет занимать меньше времени, чем его бумажный аналог, в том числе за счет сокращения срока рассмотрения заявок.

Для каждой процедуры будут введены свои этапы и временные рамки на тот или иной из них.

Таблица. Главные новшества закона о госзакупках

Редакция до 01 июля 2018Редакция после 01 июля 2018
В законе нет определения понятий ЭТП, оператор ЭТПВ статье 3 появятся такие определения
Не ведется реестр участников закупкиВести реестр участников в ЕИС будет Казначейство
Поставщики могут использовать неквалифицированную ЭЦППоставщики должны использовать КЭП
В законе упоминаются каталоги товаров, работ и услугПриводится ссылка на единственный каталог — Каталог ТРУ, который ведется в ЕИС
Обеспечение заявки устанавливается для всех конкурсов и аукционов. Для СМП и СОНО, учреждений исправительной системы и организаций инвалидов установлен льготный размер — до 2% НМЦКВводится обязанность устанавливать обеспечение заявки при НМЦК более 1 млн рублей (постановление № 439). Льгота для СМП и СОНО действовать не будет. Казенные учреждения обеспечения вносить не будут
Обеспечение заявки может вноситься деньгами или банковской гарантиейОбеспечение заявки будет вноситься только денежными средствами
Список единых требований к участникам состоит из 10 пунктовПоявится пункт 11 — участники обязаны подтвердить отсутствие ограничений для участия в закупке
Пени за нарушение сроков исчисляются на основании ставки рефинансированияПени за нарушение сроков исчисляются на основании ключевой ставки
Открытый конкурс имеет статус приоритетного способа закупкиОткрытый конкурс такого статуса иметь не будет

Изменения в закупках с 1 июля 2018 года

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года в одной таблице

Все закупки выполняются на основании двух законов – ФЗ №44 «О системе в области закупок» от 5 апреля 2013 года и ФЗ №223 «О закупках некоторыми видами ЮЛ». В 2018 году в эти нормативные акты были внесены изменения. Рассмотрим каждое измененное положение.

Планирование

Были откорректированы сроки внесения изменений в план-график. В частности, теперь этот срок сокращается. Актуально это для государственных корпораций.

Ранее закупщик вносил корректировки в план и лишь через 10 дней мог размешать уведомление о закупке в системе или направлять пригласительный билет на закрытое мероприятие.

Теперь этот срок сокращается до 1 дня при этих типах закупок по ФЗ №44:

  • Вторичное мероприятие.
  • Новое мероприятие, если ранее запланированный конкурс отменился.
  • Закупка, если повторно запланированное мероприятие отменилось.
  • Закупка, если двухэтапное мероприятие отменилось.
  • Новое мероприятие, если отменился электронный конкурс.
  • Вторичная закупка, если закупщик увеличил срок подачи заявлений на запрос, однако заявки не пришли.
  • Вторичный запрос заявок, если на начальную закупку не поступило предложений.

Правила будут использоваться корпорациями «Росатом», «Роскосмос». Они актуальны также для значимых учреждений в сфере науки, образования. Последние устанавливаются Бюджетным кодексом. Корпорации получают право на утверждение требований к работам, установление предельно возможных цен на продукцию.

Извещение

Увеличен перечень сведений, которые должны быть изложены в извещении. В частности, содержание бумаги регламентируется статьей 42 ФЗ №44. Если процедура производится на базе статьи 15 ФЗ №44, к документу нужно приложить копию соглашений, которых касается извещение. Необходимо указать также эту информацию:

  • Преимущества для субъектов УИС и сообществ людей с ограниченными возможностями (ФЗ №44).
  • Санкции.
  • Данные о закупке по оборонке.

В бумаге нужно прописать условия допуска.

Методы закупки

Были утверждены мероприятия электронного формата. В частности, нужно перенести все закупки на площадки в интернете. Требование вступает в юридическую силу 1 июля 18-го года. С 19-го года закупщики должны закупать товар только через интернет.

То есть теперь все запросы котировок должны быть электронными. Проведение мероприятий в традиционной форме возможно лишь при некоторых обстоятельствах:

  • Покупки в других государствах.
  • Запросы котировок для скорой помощи.
  • Отбор лиц для проведения гуманитарной помощи.
  • Мероприятия закрытого типа.

Закупки переносятся на площадки, которые выбирает Правительство. Пока площадки Правительством не выбраны, мероприятия осуществляются на рабочих площадках.

Теперь нельзя направлять заявки через ЕИС. Теперь нужно учитывать базовое требование по закупке в электронном формате – применение усиленной электронной подписи. Она должна быть квалифицированной. Подпись нужно получать в центрах, получивших аккредитацию от Минкомсвязи. До завершения 18-го года подпись предоставляется Казначейством.

Операторы площадок имеют право просить оплаты за проведение аукциона. Это право появилось только в 2018 году. Порядок и объем платы устанавливается Правительством.

Проведение открытого мероприятия

В ФЗ №44 больше нет положения о том, что заказчик должен назначать открытый конкурс в любых обстоятельствах помимо исключений. То есть теперь не обязательно назначать мероприятие открытого формата.

Рассмотрим изменения, касающиеся конкурсной заявки:

  • Все участники обязаны прописывать адрес. До 2018 года такая обязанность была только у ЮЛ.
  • Участник мероприятия должен направить все бумаги, подразумевающиеся актами по нацрежиму.
  • Если лицо не направило бумаги, заявка будет считаться предложением с зарубежной продукцией.
  • Место происхождения продукции прописывается только тогда, когда в извещении есть ограничения по допуску зарубежной продукции.
  • Каждый том сопровождается описью.

Новые особенности рассмотрения бумаг:

  • Заявка отклоняется, если нет обеспечения.
  • Бумага отклоняется, если этот отказ предполагается в рамках нацрежима.

Рассмотрим пример. К заявке не были приложены бумаги, подтверждающие преимущества для субъектов УИС. В этом случае заявку отклонять запрещено.

Изменения затронули и протоколы. В частности, устранено требование: к протоколу больше не нужно прилагать предложение о размере закупок, стоимости единицы, названии места происхождения продукции.

Проведение аукциона

Прекращают свое действие положения ФЗ №44, регулирующие документооборот, порядок оформления соглашения при электронном аукционе. Эти положения теперь заменили статьи, касающиеся закупок, проводимых в интернете. В частности, это статьи 24, 60 и 70 ФЗ №44.

Была изменена процедура направления заявки на аукцион. Теперь во вступительной части заявки нужно дать согласие на поставку продукции на условиях программы. Согласие должно направляться через электронную площадку.

В начале заявки нужно прописать эту информацию:

  • Государство происхождения продукции, если заказчиком выбран национальный режим.
  • Характеристики продукции.
  • Товарный знак, если он есть.

Во другой части заявки приводятся эти данные:

  • Адрес (указывается всеми без исключения ЮЛ).
  • Если в заключительной части не приведены бумаги по нацрежиму, документ приравнивается к заявке с зарубежной продукцией.

Оператор может оформить возврат заявки, если данные об участнике содержатся в реестре нерадивых поставщиков. Заявке присваивается идентификационный номер. Последний должен быть зафиксирован в протоколе.

Изменились сроки рассмотрения. Начальная часть документа должна рассматриваться в течение не более 7 дней. Срок отсчитывается с даты завершения срока направления заявок. Если предельная стоимость контракта составляет не больше 3 000 000 рублей, срок не может быть больше 1 дня.

Проведение аукциона предполагает определенный шаг. Он должен составлять больше 100 рублей. Объем снижения НМЦК – от 0,5% до 5%.

Запросы котировок

В заявке должны быть эти сведения:

  • Предложение о стоимости соглашения.
  • Предложение о стоимости единицы.
  • Декларация о соответствии положениям статьи 31 ФЗ №44.

Если в конкурсе фигурирует нацрежим, нужно подготовить бумаги о соответствии продукции. Если документы не поданы, заявка будет считаться заявкой на зарубежную продукцию.

Итоги рассмотрения заявки фиксируются при помощи протокола. С 2018 года в протоколе должны содержаться сведения о названии продукции, ее характеристиках.

Запрос предложений

Запрещается организовывать запрос, если не проведен вторичный аукцион в формате интернет-площадок. Когда вскрывается конверт, представители комиссии должны объявить эту информацию:

  • ФИО или наименование.
  • Адрес.
  • Наличие бумаг, которые нужны по правилам.
  • Выполнение поставленных условий.

Сведения из этого перечня нужно зафиксировать в протоколе.

К СВЕДЕНИЮ! Окончательное предложение лица не должно быть хуже условий из заявки. В обратном случае оно отклоняется.

Закрытые закупки

Мероприятия закрытого типа могут осуществляться этими субъектами:

  • Государственные органы по оборонной политике, управлению.
  • Унитарные субъекты, подведомственные предыдущим органам.

Перечень субъектов, имеющих право на проведение закрытых закупок, утверждается государством.

Закупки у единственного поставщика

Заказчик может оформить соглашение с одним поставщиком при наличии этих обстоятельств:

  • Не выполнялся запрос котировок на покупку ресурсов для гуманитарных целей.
  • Недостаточно товаров, полученных запросом котировок. Недостаток продукции можно закупить у одного поставщика.
  • Отменилось открытое мероприятие или мероприятие с ограниченным участием. Единственный поставщик считается победителем конкурса.

В ЕИС можно не помещать извещения о покупках у ЕП.

Проведение мероприятия

Объем обеспечения определяется НМЦК. Запрашивать обеспечение разрешено только при покупке до 5 000 000 рублей. К членам мероприятия предъявляется вспомогательное требование. В частности, теперь лицо должно подтвердить, что оно может принимать участие в мероприятии.

Отменены положения, касающиеся оперативной публикации в системе данных о коррекции или расторжении соглашения. Теперь данные заносятся на протяжении 5 суток. Ранее этот срок составлял день.

Особенности обжалования

Теперь обжаловать решения заказчика можно с даты размещения извещения. Увеличился перечень электронных мероприятий, по которым можно проводить обжалование. Теперь к нему прибавили открытые и закрытые мероприятия, процедуры с ограниченным участием.

Перечень корректировок в ФЗ №223

Рассмотрим корректировки, внесенные в ФЗ №223:

  • Увеличили ряд вариантов закупок. В частности, к нему добавился запрос котировок. Неконкурентным способом теперь считается закупка у одного поставщика.
  • В описании теперь не нужно обозначать товарный знак. Просить обеспечения заявки допустимо только при начальной стоимости соглашения от 5 000 0000 рублей.
  • Закупки у МСП допускается организовывать только в интернете. Выбирать нужно те площадки, перечень которых утвердили властные органы.
  • Участники теперь могут обжаловать любые решения со стороны заказчика.
  • Правила по инвестиционным проектам действуют только тогда, когда стоимость проекта превышает 500 000 рублей.

Изменились правила, касающиеся работы операторов электронных площадок. В частности, теперь оператором могут быть только ЮЛ.